Освоить квадроцикл несложно: коробка «автомат» позволяет сконцентрироваться на дороге, а высокая открытая посадка — четко чувствовать габариты. Даже школьник легко получит базовые навыки за 5 минут. Но если хочется выезжать на сложное бездорожье, уверенно преодолевать препятствия и не бояться перевернуться — лучше потратить чуть больше времени и отработать технику.
Мы расскажем про управление квадроциклом от самых основ до преодоления грязи, бродов и крутых склонов.
Начинать лучше на технике средней кубатуры, которая не испугает чрезмерной резкостью. На фото — Pathcross MAX 525. Это легкий и маневренный квадроцикл, который отлично подойдет в качестве первого
Знакомимся с органами управления
Вот главные элементы, которыми вы будете пользоваться:
Курок газа на правой рукоятке руля заставляет квадроцикл ехать. Он очень чувствительный, поэтому нажимать на него нужно плавно, чтобы избежать резкого рывка и сохранить контроль.
Рычаг КПП расположен слева или справа на уровне колена. У него есть несколько положений, как на автомобиле с «автоматом»:
- L — понижающая передача. Уменьшает нагрузку на мотор, чтобы квадроциклу было легче переезжать препятствия и буксировать грузы. Используется на скорости ниже 12 км/ч.
- H — повышающая передача. Переводит двигатель в обычный режим и позволяет развить максимальную скорость. Ее включают, когда для длительных прохватов по хорошей дороге без груза.
- N — нейтральная передача. В первую очередь она предназначена для буксировки, потому что не блокирует колеса. Еще ее можно использовать, чтобы «перекурить» и поговорить с товарищами, сидя за рулем. Чтобы не откатиться назад на склоне, предварительно лучше затянуть ручной тормоз (специальным рычагом на руле).
- P — парковочная блокировка. Фиксирует трансмиссию и удерживает квадроцикл на месте. Оптимальный и самый безопасный вариант для стоянки. Включить паркинг иногда тяжелее, чем нейтраль — нужно раскачивать технику вперед-назад.
- R — задний ход.
Клавиши режимов трансмиссии находятся на правой рукоятке. Они переключают тип привода:
- 2WD — задний. Подходит для асфальта и ровных дорог, экономит топливо.
- 4WD — полный. Повышает проходимость и стабильность на скользком или сыпучем покрытии.
- 4WD F-LOCK — полный с блокировкой дифференциала. Помогает на сложном бездорожье. Позволяет передать на одно колесо до 100% усилия мотора — например если остальные буксуют или вывешены. Ехать с блокировкой желательно по прямой траектории и на скорости не больше 20 км/ч, потому что она увеличивает нагрузку на приводы.
Педаль и рычаг тормоза находятся справа. Педаль — со стороны подножки, рычаг — на рукоятке руля соответственно. Педаль задействует в основном заднюю ось и частично переднюю, а рычаг притормаживает только передние колеса, но с большим усилием.
На практике квадроцикл быстро замедляется сам, если не жать на газ, поэтому тормоза используют нечасто. Но привыкнуть к ним важно, чтобы быстро остановиться в экстренной ситуации.
Ниже мы еще вернемся к теме тормозов и расскажем, когда лучше использовать педаль, а в каких ситуациях поможет рычаг.
Органы управления на примере квадроцикла Aodes Pathcross 1000 MUD PRO: 1 – звуковой сигнал, 2 – аварийная сигнализация, 3 – переключатель указателей поворота, 4 – управление светом, 5 – запуск двигателя, 6 –– клавиши переключения режимов привода, 7 – курок газа
Занимаем нужное положение
На ровной дороге лучше ехать сидя — так квадроцикл устойчивее за счет низкого центра тяжести. Держим спину прямо, чтобы легко переносить вес. Смотрим далеко вперед — так проще держать нужную траекторию. Локти чуть сгибаем, плечи расслабляем. Обе руки держим на руле, ноги ставим на подножки, чтобы техника лучше слушалась.
На бездорожье удобнее ехать стоя. Во-первых, дорогу будет лучше видно, а во-вторых — так легче переносить вес на препятствиях. К тому же, в стойке меньше чувствуется тряска.
Есть три вида стоек, каждая для своих условий:
- средняя — для прямых участков. Ноги и руки слегка согнуты, спина расслаблена.
- передняя — для подъемов. Наклоняем корпус вперед, чтобы загрузить передние колеса.
- задняя — для спусков. Отклоняемся назад, выпрямляем руки и ноги, переносим вес на заднюю ось — это страховка от переворота.
Слева — правильная поза в положении сидя, справа — средняя стойка
Заводим двигатель
Это так же просто, как завести автомобиль:
- переводим рычаг КПП в положение N или P;
- нажимаем педаль тормоза;
- включаем зажигание тумблером или клавишей на руле — в зависимости от модели квадроцикла;
- поворачиваем ключ;
- нажимаем кнопку запуска и держим ее, пока мотор не заведется, но не больше 5 секунд;
- если мотор не завелся, отпускаем кнопку и пробуем снова;
- после запуска даем мотору прогреться — для этого он должен поработать несколько минут на холостых оборотах.
Включаем нужную передачу
Выбор зависит от условий:
- L — если впереди бездорожье или крутой подъем, а также для буксировки;
- H — для ровной грунтовки, чтобы ехать быстрее;
- R — если нужно сдать назад.
При стоянке ставим на P (паркинг) и затягиваем ручной тормоз — так квадроцикл точно никуда не укатится.
Если нужно ненадолго остановиться (например, пропустить машину на перекрестке), достаточно просто отпустить газ, не переключая передачи
Трогаемся с места и ускоряемся
После включения передачи вдавливаем курок газа, чтобы квадроцикл поехал. Делать это следует плавно — тогда при движении не будет рывков. А чтобы большой палец не онемел, жать на газ лучше его основанием.
При подъеме в гору или в грязи добавляем больше газа, потому что двигатель работает под нагрузкой, нужно сохранить его обороты и мощность.
При спуске с горы можно немного сбросить газ — колеса в этот момент раскручиваются сами, а двигатель и так держит обороты.
На скользкой поверхности добавлять газ нужно плавно, иначе колеса начнут буксовать, а квадроцикл снесет с траектории.
На фото — пример правильного хвата. Большой палец на курке газа, остальные держат руль
Тормозим
На прямой и ровной дороге используем оба тормоза одновременно: нажимаем на педаль и слегка на рычаг. Чем сильнее давим, тем быстрее остановимся, но без резких движений — иначе может занести.
На скользкой поверхности тормозим плавными прерывистыми нажатиями, чтобы не заблокировались колеса. Лучше работать только педалью — так проще сохранить контроль.
После проезда по лужам несколько раз нажимаем тормоз, чтобы просушить колодки.
При спуске с холма в основном тормозим педалью. Действуем осторожно: если резко нажать на передний тормоз, можно перевернуться из-за смещения веса вперед.
При подъеме в гору тормозим преимущественно рычагом, чтобы не перегружать задние колеса. После полной остановки добавляем педаль и включаем парковочный режим (P), чтобы квадроцикл не скатился назад.
В повороте не тормозим — либо плавно газуем, либо двигаемся накатом. Наклоняем корпус в сторону поворота. Если квадроцикл начинает заваливаться, мягко сбрасываем газ.
Начинаем с небольшой скорости, а все движения выполняем плавно.
Поворачиваем
При повороте переносим вес тела вперед и наклоняемся в сторону поворота. Крепко держим руль и смотрим туда, куда нужно повернуть. Если квадроцикл начинает крениться, наклоняемся вперед и плавно сбрасываем газ. При выходе из поворота немного прибавляем скорость.
Рассмотрим базовые упражнения для отработки поворотов на квадроцикле.
- Широкие дуги. Ставим два конуса в 18 метрах друг от друга. Делаем плавные повороты по широкой дуге на первой передаче, наклоняясь в сторону поворота. Проезжаем несколько кругов в одну сторону, потом столько же в другую.
- Сужение круга. Берем один конус как центр. Начинаем ехать по большому кругу, потом постепенно сужаем его. Сначала крутимся вправо, потом влево.
- Восьмерка. Ставим два конуса на расстоянии 10–12 метров. Объезжаем их восьмеркой. Когда начинает получаться, ставим конусы ближе, делая восьмерку более плотной.
- Змейка. Расставляем пять конусов через каждые 11 метров. Плавно едем змейкой на небольшой скорости. Когда техника улучшается, сокращаем расстояние до 6 м, потом до 5.5 м. Если задели конус, делаем поворот пошире и переносим вес тела в ту же сторону, куда направлен руль.
Преодолеваем препятствия
Вне зависимости от препятствия, заранее включаем полный привод и блокировку дифференциала — так квадроцикл будет проходимее.
В грязи выбираем траекторию так, чтобы лебедка дотянулась до ближайшего дерева или другого устойчивого объекта — на случай, если квадроцикл застрянет. При этом не следует подъезжать вплотную к деревьям — на скользкой поверхности может занести.
Хороший вариант для совместных покатушек — двигаться по следам опытных райдеров. Но если колея стала слишком глубокой, лучше проложить параллельный путь по более устойчивому грунту. Скорость держим умеренную: не слишком низкую, чтобы квадроцикл не застревал, но при этом позволяющую контролировать технику.
Если колеса начали буксовать:
- сбрасываем газ, чтобы не закопаться глубже;
- пробуем раскачать квадроцикл, перемещая вес тела вперед-назад и влево-вправо;
- вращаем руль в разные стороны — это поможет колесам зацепиться.
Поваленные деревья проезжаем стоя на подножках и слегка согнув колени — так проще балансировать. Шины направляем под углом 90º к препятствию, чтобы они не ушли в сторону и не застряли. Вес тела переносим назад, чтобы разгрузить переднюю часть квадроцикла и помочь ему забросить передние колеса. Газ нажимаем аккуратно.
Когда передние колеса перескочат ствол, важно не снижать обороты двигателя. Съезжаем с нажатым газом, чтобы квадроцикл не застрял.
Брод проезжаем на плавном газу, без остановок и разгонов, чтобы воздухозаборник не залило волной. Если течение сильное, лучше поискать другое место для переправы — иначе вода может снести квадроцикл с траектории и даже перевернуть его.
Перед преодолением брода желательно измерить его глубину. Большинство заводских квадриков нельзя загонять в воду выше подножек, иначе вода попадет в двигатель. Глубже можно заезжать только на технике со шноркелями (выведенными воздухозаборниками).
После водной переправы несколько раз нажимаем педаль тормоза, чтобы просушить колодки.
Преодолеваем склон
Перед подъемом включаем полный привод, пониженную передачу (L) и блокировку дифференциала. Принимаем правильную позу: слегка сгибаем колени и наклоняем корпус вперед. Выбираем ровную траекторию без камней и ям. Двигаемся плавно, чтобы передние колеса не поднимались, а задние не буксовали.
Если не получилось заехать, жмем передний тормоз, а после полной остановки — дополнительно нажимаем на педаль. Далее включаем парковочную передачу (P), ручной тормоз, глушим двигатель и готовимся к развороту.
Как развернуться на склоне
Если не получилось преодолеть затяжной подъем, выполняем разворот в виде буквы К — он самый удобный и безопасный:
- Слезаем с квадроцикла, встаем с высокой стороны склона;
- Включаем передачу L, держим передний тормоз, выключаем ручник;
- Поворачиваем руль до упора влево или вправо (в ту сторону, с которой стоим);
- Плавно отпускаем тормоз, пока техника не встанет поперек склона;
- Снова включаем ручник и заводим двигатель;
- Садимся на квадроцикл, переносим вес тела вверх по склону;
- Поворачиваем в сторону спуска, включаем пониженную передачу (L), отпускаем ручник;
- Принимаем заднюю стойку: максимально отклоняемся назад, выпрямляя руки и ноги, держим скорость не больше 10 км/ч.
На картинке — техника К-образного разворота, который описан выше
Спускаемся со склона
Принимаем заднюю стойку — откидываем корпус назад, выпрямляем руки. Включаем полный привод и пониженную передачу (L). Заранее выбираем прямой путь вниз, чтобы не пришлось делать лишних поворотов на склоне. Держим скорость не более 10 км/ч.
Едем вдоль склона
Сыпучие и скользкие склоны лучше объезжать — на них легко перевернуться. Тренироваться стоит только на твердом грунте с небольшим уклоном, по которому можно спокойно подняться пешком.
Перед движением переносим вес тела в сторону вершины. Включаем полный привод, блокировку дифференциала и пониженную передачу. Держим ровный газ без резких нажатий. Если чувствуем, что технику заносит — плавно корректируем траекторию рулем. При опасном крене разворачиваемся вниз по склону.
Кратко
Для начала изучите органы управления и базовые приемы: плавный старт и торможение, вход в повороты, преодоление препятствий. Обратите внимание на положение тела — на бездорожье это помогает держать баланс. Постепенно осваивайте разные режимы трансмиссии и передачи: для грязи и подъемов — пониженная передача и полный привод, для ровных участков — повышенная и задний. Тренироваться, пока не придет уверенность, лучше на знакомой местности, где много места и нет крутых горок.